Генерация поперечного течения вихревыми жгутами, расчет турбулентного пограничного лоя
При полете самолета на малых высотах H < 100 м вихревые жгуты индуцируют поперечное течение около аэродрома вдоль размаха крыла (конфузорное и затем диффузорное), которое используется далее для расчета параметров пограничного слоя и его отрыва как при отсутствии, так и при наличии слабого Бокового ветра. Учитывая шероховатость поверхности взлетно-посадочной полосы и большую протяженность области развития пограничного слоя, достигающего 10-20 м, этот слой можно с большим основанием считать полностью турбулентным.
В отсутствие Бокового ветра распределение индуцированной первичными вихрями скорости uz(z) вблизи поверхности аэродрома симметрично относительно плоскости. При наличии Бокового ветра картина становится асимметричной и расчет пограничного слоя выполняется по обе стороны от критической точки, в которой uz = 0. В первом приближении при расчете полагают uzg(z) = uz(z). Скорость ветра счи
тают постоянной по вертикальной координате, и его влияние сводится к сносу вихревой системы в направлении ветра.
Для определения циркуляции вторичных вихрей и их положения требуется выполнить расчет параметров пограничного слоя в сечении отрыва zOTp. Для этого можно воспользоваться одним из интегральных методов, например [62], основанным на полиномиальном представлении профиля касательных напряжений и использовании формулы Прандтля т = pl2 (ди/ду)2, где lo — длина пути смешения. Процедура расчета заключается в численном интегрировании интегрального соотношения количества движения и двух замыкающих интерполяционных выражений для коэффициента поверхностного трения cf = 2tw/pu2zS и формпараметра H = 81/62 пограничного слоя; 61 и 62 — соответственно толщина вытеснения и толщина потери импульса; и — скорость в пограничном слое; tw — касательное напряжение поверхностного трения. Входящая в приведенную систему уравнений зависимость uz(z) может быть рассчитана по известным параметрам вихревых жгутов в дальнем вихревом следе самолета для заданной высоты полета.
Расчет сводится к численному интегрированию интегрального соотношения количества движения и двух замыкающих интерполяционных выражений для коэффициента поверхностного трения Cf = 2tw/pu2zS и формпараметра H = 61/62 пограничного слоя (tw — касательное напряжение на стенке).
Итак, исходные формулы:
dR = іReUz6cf — (H + 1) R2; dz 2 J Uzs |
(7.9) |
cf = cfo[1 + A1 f + A2(eA3f — 1)]; |
(7.10) |
H = Ho (1 — A4f) — 0,019fef І. |
(7.11) |
Здесь
Ai = 0,2814 — 0,036£ + 3,6£-4’5;
А2 = 0,1185£ — 0,262;
Аз = 0,585 — 0,125£ + 20,4£-1’75;
А4 = 0,28 — 0,034£ + (0,1£)9;
Cfo = 2ce-0’391«;
H0 = 1,251 — 0,0131£ + 5,35Г2’85; c = 0,001 [6,55 — 0,0685(І — 4,4) + 0,256(£ — 4,4)2];
l — полуразмах крыла; — скорость полета; uzg = uzg/V, ж; z = z/l;
61 = Jq (1 — u/uzS)dy и 62 = |Q (u/uzS) (1 — u/uzS) dy — соответственно толщина вытеснения и толщина потери импульса; u — скорость в пограничном слое.
Для определения толщин пограничного слоя 6, 61 и 62 в отрывном сечении (cf = 0) можно воспользоваться приближенными формулами
H-1
uz = (у 2 5г = H — 1 ; S1 = H — 1
uzs = Ы И S = H (H + 1); ^ = H + 1 ‘
Скорость сноса центра завихренности оторвавшегося пограничного слоя на расстоянии у = 61 от стєнки:
H-1
uz (Si) = 7 H — 1 2
UzS = H + 1j
Полагая, что в сечении отрыва H ~ 2, получаем
S2 = ф; S1 = ф; uz(ф) = 0 577
S 6; S 3; Uzs U, D ‘
Завихренность оторвавшегося пограничного слоя определяется из известного выражения
t
Продольная скорость сноса завихренности равна местной скорости в пограничном слое в отрывном течении у = 61, и коэффициент турбулентной вязкости
uz6(y=6l) = 0,577(uzq)otp; v = l2ag = k(62uzg); k = 1,24 • 10-3- (7.14)
Примем, что аналогичное (7.7) по структуре выражение может быть представлено и для отрывного сечения турбулентного пограничного слоя с той лишь разницей, что в него войдет значение характерной турбулентной вязкости в точке схода завихренности (7.14). Тогда вместо формулы (7.7) получим
5 A. C. Гинєвский А. И. Желанников
При этом потеря циркуляции вторичных вихрей обусловлена вязкими эффектами, сопровождающими образование этих вихрей.